Обычная версия сайта
Размер шрифта
A-
A+
Интервал
-
+
Цвет сайта
Ц
Ц
Ц

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Школа-интернат с.КутопьюгаН
Год основания1936Языки образованияРусский

Проект «Движение: из глубины веков в этносовременность».

Проект «Движение: из глубины веков в этносовременность».
Проект «Движение: из глубины веков в этносовременность».

27 апреля 2019 г.

Текст
Фото

Проект

«Движение: из глубины веков в этносовременность».

 «Без памяти нет традиций,

Без традиций нет культуры,

Без культуры нет воспитания,

Без воспитания нет духовности,

Без духовности нет личности,

Без личности нет народа,

Как исторической личности…».

И.П. Волков

Краткое описание проекта:

Проект «Движение: из глубины веков в этносовременность» направлен на сохранение культурных традиций посредством изучения и постановки старинных ненецких обрядов, возрождение живого интереса у детей и молодежи, проживающих  в селе Кутопьюган  и за его пределами.

Необходимость проекта: приобщение подрастающего поколения к опыту наших предков, сохранить свою этническую самобытность, прививать бережное отношение к своей культуре, языку и богатому на дары природы краю, а также познакомить с традициями и обычаями нашего народа всех, кто заинтересован в изучении нашего этноса.

Цель проекта: исследование, сбор и воссоздание старинных национальных обрядов ненцев. В целях краткосрочного проекта преднамеренно выбрано только два обряда, в связи с их редким воссозданием.

Задачи проекта:

- объединение детей разных потребностей  (малоимущие, многодетные, учетной категории и др.) в фольклорную исследовательскую деятельность;

- сбор и исследование информации у носителей фольклора, старейшин национальных поселений района;

- разучивание народных (ненецких) песен и танцев, необходимых для постановок;

- восстановление  старинных ненецких обрядов: «Нердена халя яля» («Праздник первой рыбы»), «Та ер яля» («Праздник середины лета»), восстановление традиции показа в рамках общесельских мероприятий;

- изучение национального (ненецкого) языка, как старинного носителя культуры;

- привлечение детей и молодежи к изучению родной культуры и популяризации традиций, как средство сохранения и развития межнациональных и межкультурных связей.

В проекте планируется участие детей (большинство -из числа народа ненцы): разных возможностей, нуждающихся в особой педагогической поддержке; к имеющемуся составу ансамбля «Северные нотки» (15 воспитанников) к данному проекту добавляем 15 детей для реализации практической деятельности в рамках восстановления элементов обряда (мальчики – изготовление «Яндава»- деревянной  круглой чаша для мяса; девочки – изготовление сувениров, «Нэбт» (женской косы) с налобником и др.).

Сумма, необходимая для реализации проекта – 221 000 (двести двадцать одна тысяча) рублей – средства субсидий и собственные средства (детализирования смета расходов прилагается).

 Ожидаемый результат реализации проекта:

- 100% восстановленные национальные культурные обряды  «Нердена халя яля» («Праздник первой рыбы»), «Та ер яля» («Праздник середины лета»);

- возрождение народного празднования общесельских культурных традиций;

- возврат в бытность сельчан, молодежи, подростков национального языка и культурных традиций;

- благодаря проекту будет охвачено 30 поселковых детей, вовлеченных в деятельность фольклорного этноса (ненцев), в том числе детей, требующих особой педагогической поддержки – 5 из 30 (17%);

- использование полученных навыков пения и танца (народных).

В рамках проекта будут созданы:

1)                    интерактивные (диктофонные записи) сборники воспоминаний старейшин – знатоков народных традиций и обычаев национальных поселений района обрядов «Нердена халя яля» («Праздник первой рыбы»), «Та ер яля» («Праздник середины лета»);

2)                    описание обрядов «Нердена халя яля» («Праздник первой рыбы»), «Та ер яля» («Праздник середины лета»), изначально зародившихся еще в старину;

3)                    создание аудиоредактора  (будут собраны все необходимые песни для обрядов);

4)                    старинные атрибуты в их первоначальном исполнении («Яндава»- деревянная  круглая чаша для мяса, лукошки из бересты и др.);

5)                    воссоздание национальных костюмов и создание «Костюмерной национальных костюмов».

Продукт деятельности – разработанные две национально-культурные программы (на каждый обряд), в которые будут включены песни, танцы, сказки, загадки, заклички на национальном (ненецком) языке.

Афиша гастрольных туров:

  • Национальные, культурные дни, традиции с.Кутопьюган (День села, празднование Дня рождения округа и района,  День Оленевода);
  • Традиционные национальные праздники школы – интернат (праздник «Посвящение новичков в семью интерната», праздник «Илена лаханако» («Живая сказка») и др.);
  • Традиционные мероприятия Муниципального образования Надымский район (торжественные мероприятия, посвященные празднованию Дня рождения округа и района, мероприятия в рамках Открытых окружных соревнований оленеводов на кубок Губернатора ЯНАО, традиционные встречи с семьями Оленеводов «Диалог культур»);
  • Национальные праздники и традиции близлежайших поселений района (с.Нори, с.Ныда и др.);
  • Участие в региональных, окружных, всероссийских фестивалях, конкурсах фольклорной направленности.

Автор проекта – Сиротина Наталья Анатольевна – воспитатель МОУ «Школа-интернат среднего полного образования с.Кутопьюган» и руководитель ансамбля «Северные нотки». Для реализации проекта будут приглашены: знаток ненецких традиций и обычаев Анагуричи Татьяна Хабиевна, жительница с.Кутопьюган; Неркагы Елена Сергеевна, воспитатель и руководитель учебного объединения «Мастерица» МОУ «Школа-интернат среднего общего образования с.Кутопьюган». 

В рамках проекта будет:

- изготовлены изделия декоративно-прикладного творчества;

- сувениры для гостей, присутствующих при показе обряда (так как  народы Крайнего Севера очень гостеприимны и есть традиция или обычай дарить своим гостям подарки (гости никогда не уезжают без подарков)!  

Этапы реализации проекта:

 

Этапы реализации

Работа, проводимая в рамках проекта

Сроки

 реализации мероприятия

Ответственные, участники

Подготовительный

Подготовка к

реализации проекта,

сбор информации об обрядах и работа со сценарием ненецких обрядов «Праздник первой рыбы» (корректировка, доработка) и  «Та ер яля» («Середина лета»).

Создание интерактивного сборника воспоминаний.

Сентябрь 2019 года

Работа с методической литературой («Сезонные обряды ненцев»)

Встреча с Анагуричи Т.Х.- знаток ненецких традиций и обычаев

 

 

Обряды ненцев, проводимые в летний период, их сакральный смысл.

Репертуар песен (прослушивание, подбор, разучивание).

Создание аудиоредактора народных песен.

Просмотр, анализ, объяснение всех действий и элементов  ненецкого обряда «Праздник первой рыбы».

Октябрь

2019 года

Сиротина Н.А.-руководитель ансамбля «Северные нотки»

 

Эпические, бытовые, колыбельные песни, разучивание народных песен для обряда (Сиротина Н.А.).

Неркагы Е.С.-  руководитель учебного объединения «Мастерица»

Основной

Танец как

составляющая часть

обрядовой культуры.

Постановка ненецкого обряда «Та ер яля» («Середина лета»).

Старинные атрибуты (сбор, анализ, изготовление).

Ноябрь  2019 года

Обучение движениям, разучивание танца для обряда. (Сиротина Н.А).

Неркагы Е.С., Сиротина Н.А., ансамбль «Северные нотки», воспитанники интерната

Подготовка и организация праздника в школе-интернат «Илена лаханако» («Живая сказка») и показ в рамках этого мероприятия обряда «Та ер яля» («Середина лета»)

Декабрь 2019 года

Сиротина Н.А.-руководитель ансамбля «Северные нотки»

Неркагы Е.С.-  руководитель учебного объединения «Мастерица».

Обучающиеся школы-интернат, педагоги, работники СДК

 

Участие в концертной программе (ко Дню рождения района и округа)

Музыкальные инструменты ненцев. Обучение на игре на варгане, бубне.

Устное народное творчество: разучивание загадок о щедротах Ямала, народных игр

 

Январь

2020 года

 

 

 (Сиротина Н.А.)

Обучающиеся школы-интернат и участники ансамбля «Северные нотки» (разгадывание загадок, разучивание народных закличек, и т.д.)

Традиционная летняя одежда ненцев (мужская, женская, детская).

Создание «Костюмерной национальных костюмов».

Разработка эскизов и подготовка работ декоративно-прикладного творчества «Сувениры и подарки для наших гостей» - изготовление броши из бисера «Северная ягода»;

Подготовка атрибутов для оформления подворья «Тохорць я» «Ягодное место».

Февраль

2020 года

 Неркагы Е.С.- руководитель учебного объединения «Мастерица» Сиротина Н.А.- руководитель ансамбля «Северные нотки».

 

Заключительный

 Оформление подворья и подготовка работ для выставки декоративно-прикладного творчества «Щедра ты, земля ямальская!». Подготовка к оформлению игровой зоны  для проведения народной игры

Март

2020 года

Участие в окружном детском фестивале народного творчества «Все краски Ямала».

(Неркагы Е.С., Сиротина Н.А. и  воспитанники интерната и ансамбля «Северные нотки»).

 

Проведение мастер-классов «Нэбт» («Коса») - изготовление ненецких кос  (ложная коса с налобником), «Ягоды Севера» - изготовление сувениров в виде ягод – брусники, голубики, морошки, рябины.

Январь-

апрель

2020 года

Подготовка к

выступлениям,

концерты. ( Сиротина Н.А. – руководитель ансамбля «Северные нотки»).

Участие в национальных праздниках, показ обряда на праздновании Дня села

Август-

сентябрь

2020 года

Сиротина Н.А.-руководитель ансамбля «Северные нотки»,  Неркагы Е.С.-  руководитель учебного объединения «Мастерица»

 

 

 

Заключение.

Судьба Ямальского Севера и его народов неразрывно связана с судьбой всей России. Ненецкая культура же неотъемлема от российской культуры и составляет её достойную часть. Самобытность народов - важнейший ресурс дальнейшего развития культуры страны.

В России коренные народы Ямальского Севера - одни из самых древних. Их происхождение уходит во тьму веков, их сегодняшние взгляды ближе, чем у других народов. Они привносят эти взгляды в общую культуру страны и этим восстанавливают связь и преемственность между эпохами в её развитии. Никто бы не знал, что собой представлял мир в древности, как появились важнейшие ценности человеческой жизни: дом, семья, род, бог, друг. А значит никто бы и не смог объяснить, почему мы сегодня стали такими, какими нас знает весь мир и что нас ждет впереди. Даже народы, родственные ненцам, но живущие в других странах во многом уже утратили то знание, какое ещё живет на Ямальской земле…

Одна из главных задач нашей работы (и в частности – данного проекта) - приобщение подрастающего поколения к опыту наших предков, сохранить свою этническую самобытность, прививать бережное отношение к своей культуре, языку и богатому на дары природы краю,

Реализация проекта в полном объёме позволит решить все задачи и достичь цели проекта.

Реализация проекта позволит получить запланированный результат. Проект максимально укрепляет взаимодействие между участниками образовательных отношений, партнерское взаимодействие с общественными организациями.

 

Выводить нормативные документы:

Подпишитесь на рассылку новостей